(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
Культовые постройки

Знакомство с Каргополем начинается на территории музея – Соборной площади, где сохранился архитектурный ансамбль памятников белокаменного зодчества XVIXVIII вв. В составе ансамбля четыре памятника.

Собор Рождества Христова (Христорождественский собор) - 1562 г.
Главная святыня Каргополя, собор символизировал богатство и величие славного торгового города. Самая первая каменная постройка в Каргополе. Первоначально это прямоугольный в плане белокаменный пятикупольный храм. В XVII-XVIII вв. с северной и южной сторон к собору пристраивают приделы, а затем стены укрепляются мощными контрфорсами. Благодаря всем пристройкам собор приобрел иной облик. Передан музею в 1936 г. Во втором ярусе собора (открыт для посещения только летом) сохранился уникальный резной иконостас XVIII в., фрагмент средневековой фрески. Первый этаже собора – это единственное место в городе, где ощущаешь дух средневековья. В настоящее время здесь располагается выставка "Шестой день творения", где представлена уникальная коллекция «небес» из собраний Каргопольского музея.

Соборная колокольня - 1778 г. (общая высота – 61.5 м.)

      В начале XX века в Каргополе насчитывалось 17 приходских церквей, объединенных в 8 приходов, и у каждого свой звон. Большинство колоколен были каменными, хотя оставались и деревянные, даже и те, что построены над папертью каменных храмов.

      Первой, возведенной в камне в 1767-1778 гг., стала Соборная колокольня на центральной площади. Строилась она на деньги, выделенные из казны, вместе со всем городом, пострадавшим от великого пожара 1765 года. Незначительные государственные средства были выделены и на возобновление церквей, горожанам же – на постройку домов была дана беспроцентная ссуда. Колокольню заложил Александр Матвеев Марков (тесть Александра Баранова), он же и заготовил кирпич. После него подрядчиками были Иван Кережин и Федор Шушерин. Все резные украшения выполнены братьями Иваном и Михаилом Голодовыми.

      Квадратная в плане трехъярусная башня, увенчанная высоким шпилем и золоченым крестом, служит не только звонницей, но является ключевым архитектурным объектом в линейной планировке Каргополя, его высотной доминантой. Торжествующе царит она над городом, осеняя все вокруг крестным знамением.

     От неё начинается улица Ленинградская (ранее Санкт-Петербургская), задуманная как главная городская магистраль и выходившая на транзитные сухопутные пути, связывавшие Каргополь с Петербургом, Москвой, Архангельском, Петрозаводском. Этим-то и объясняется расположение главного фасада и ориентация креста не по оси запад-восток, а строго на эту улицу.

    Центральный фасад строения украшает вензель Екатерины II, и сама Соборная колокольня является памятником императрице, по указам которой выделялись средства на возобновление Каргополя.
    Каргопольскому музею официально передана в 1997 году.


    Соборная колокольня и соборная площадь  являются главным местом проведения ежегодного фестиваля колокольного искусства "Хрустальные звоны".

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская) - 1808 г.

    Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается еще в Сотной переписи 1561-1564 гг. Она являлась вторым храмом Соборного прихода и была деревянной. После того, как сгорела в пожаре 1765 г., была восстановлена в камне. Строительство завершено в 1802 г., а освящение состоялось 24 июня 1811 г. В 1871 г. на средства купца Александра Лаврентьевича Лаврентьева был устроен престол в честь Казанской иконы Божией Матери. В зимний период чудотворная икона пребывала в этом храме.

     Здание одноэтажное на подклете. В архитектурном решении памятника проступают архаичные черты. Обрамление окон второго света и орнамент карнизов трапезной и храма восходят к декоративным мотивам XVII в.
    Во время Отечественной войны 1812 г. в подклете было укрыто привезенное из Москвы имущество императорского дома. Во Введенской церкви 23 июня 1872 г. состоялось прощание и панихида по скончавшемуся в Каргополе историку-слависту, собирателю былин Александру Федоровичу Гильфердингу.

   С началом гонений на церковь службы здесь были прекращены. В 1923 г. сняли главку, здание передали городскому коммунальному хозяйству. Некоторое время здесь была книжная база.

    С 1933 г. во Введенской церкви находится музей. В настоящее время здесь открыта историческая экспозиция «Каргополье с древнейших времен». На первом этаже расположена сувенирная лавка музея.


Церковь Святой Троицы (Троицкая)1802 г. 

Расположена в северо-восточной части Каргополя. Это монументальное кубическое сооружение, основной объем которого перекрыт огромным световым барабаном с куполом. Между тем первоначально церковь была традиционно пятиглавой.

На этом месте издавна существовали два храма. «В Красном посаде две церкви строение приходцких людей древяные. Одна Живоначалные Троицы, другая Иоанна Богослова», – сообщает Переписная книга 1712-1713 годов. Они не раз поновлялись, перестраивались. В 1751 году священник Федор Григорьев и церковный староста Александр Марков наняли работников, чтобы перекрыть кровлю Троицкой церкви и сделать новое крыльцо. А в 1767 году вместо второй деревянной церкви заложили каменную. Строили ее долго, и в 1785 году она не была достроена. Хотя великий каргопольский пожар не затронул этой территории, но почти весь город тогда восстанавливали из руин. Когда в 1790 году освятили престолы в нижнем этаже, то прихожане задумали надстроить 2-й этаж и перенести туда обветшавшую к тому времени Троицкую церковь. Работы были закончены в 1802 году. А несколькими годами позже построили рядом деревянную колокольню.

Но в 1878 году случилась беда: от неосторожного обращения с огнем белильщика крестьянина Андрея Белобородова сгорели деревянная колокольня и верхний этаж церкви. Когда же восстанавливали здание, конструкцию завершения полностью изменили, увенчав ее большим куполом. Как гласила народная молва, таково было желание жертвователей, купцов Константина Немчинова и Александра Лаврентьева, на средства которых в основном и отстроили церковь. По словам архитектора А.Б. Бодэ в аркаде барабана видятся псевдо-византийские мотивы, распространенные в архитектуре 2-й половины XIX века. Колокольню соорудили каменную над папертью. Наконец, в 1898 году освятили верхний храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Главный престол в нижнем этаже – во имя Живоносного Источника, справа – в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, слева – преподобного Александра Ошевенского. Непродолжительный период Троицкая церковь не имела своего причта и приписывалась то к Свято-Духовскому, то Владимирскому приходам.

В середине XVII века в Троицком приходе священником служил Герасим Анфимов. Его имя упоминается в Житии Кирилла Челмогорского и Сказании о чудесах в Хергозерской пустыни от иконы Макария Унженского и Желтоводского. В XVIII веке прихожанами были состоятельные купцы Марковы, девица Матрона из этого рода стала женой Александра Баранова.

С началом гонений на церковь религиозная жизнь здесь прекратилась. В 1922 году из Троицкой церкви было изъято и сдано в уездный финотдел 20 фунтов серебра, менее, чем через год, 15 марта 1923 года церковь была закрыта. Вначале она была передана военному ведомству. В 1930-е в здании располагались комсомольский и спортивный клубы. Позднее склад. Здание передано музею в 1980-е годы.

Церковь Благовещения (Благовещенская)1729 г. За внешней простотой архитектурных форм здания кроется великолепие и изысканность. Каждая стена храма украшена затейливым узорочьем, каждое окно имеет неповторимый облик. Архитектурные достоинства церкви ставят ее в ряд выдающихся памятников архитектуры Русского Севера.В настоящее время ведутся реставрационные работы.
Церковь Зосимы и Савватия - 1819 г.

Церковь преподобных Зосимы и Савватия расположена на Красной горке (ранее Колобова горка). Храм существовал в Каргополе издавна и прежде был деревянным. В Переписной книге 1712-1713 гг. есть такие строки: «Да на Колобове горке церковь Зосимы и Савватия Соловецких чюдотворцев, а в той церкви три службы: одна – Афанасия и Кирилла Александрийских, другая – Святаго великомученика Георгия, третия – Макария Желтоводцкаго чюдотворца».

В 1815-1818 гг. здание отстроено в камне петербургским купцом, коммерции советником Стефаном Алексеевым Копосовым, происходившим из Каргополя. Видимо, потому, что заказчик был столичным жителем, и сам храм отличается от других каргопольских. Он построен в духе классицизма, но с местными особенностями. Его венчает массивный барабан, перекрытый плоским куполом. Северный и южный фасады украшены портиками с четырьмя колоннами.
Внутреннее убранство было также необычным. Как писал священник Василий Попов в 1832 году: «Местные образа лучшей живописной работы, писаны в Санкт-Петербурге». Ф.К. Докучав-Басков конкретизировал описание: «Святые изображения написаны в итальянском стиле по образцам знаменитостей, например, Воскресение, венчающее иконостас, с картины Караваджо; Коронование Богородицы в алтаре – с Рубенса; Архистратиг Михаил на северной стене – с Рафаэля…». Живописные иконы окаймляла сохранившаяся доныне стенная роспись. Иконы старинного письма из старой церкви находились в верхнем этаже.

Освящение главного престола состоялось 8 августа (21 по новому стилю) 1819 года, в день празднования перенесения мощей Соловецких святых. Однако оно могло состояться и несколькими днями раньше, 4 августа, когда в Каргополе пребывал император Александр I. Купец Копосов приглашал государя в этот день на торжественное событие, но строгий регламент путешествия царской особы не позволил ему задержаться в нашем городе.
Каменная церковь сохранила и древние посвящения. Особенно почитались местными жителями праздники Макария Желтоводского и великомученика Георгия, с памятными днями которых связаны различные обряды земледельческого календаря. Дело в том, что прихожанами были крестьяне группы ближайших деревень Волковской округи, Пойги.

Церковь не всегда имела свой причт. В XIX – начале XX века в горской церкви служили Георгий Дикаревский, Николай Челмогорский, являвшиеся одновременно священниками Успенского монастыря. После 1917 года, когда из монастырей повсеместно организовывались трудовые артели, прихожане и насельницы женской обители объединились в одну недолго просуществовавшую Зосимо-Савватиевскую-Успенскую общину. Последними священниками были Петр Вихвелин и Александр Брянцев.

Затем в помещениях церкви располагался районный архив, а в 1980-е гг. здание передано музею. На 1-м этаже сейчас находится выставочный зал, где экспонируются древнерусская живопись, храмовая скульптура, книжные памятники и другие коллекции. Здесь же проходят концерты музейного коллектива – хора духовной музыки «Светилен» 

 

 

В составе музея – выдающиеся памятники деревянного храмового зодчества, расположенные в окрестностях Каргополя.

Село Лядины(Гавриловская, 23 км. от Каргополя)
Богоявленская церковь XVIII в. – пример бесконечного разнообразия приемов в решении многоглавого завершения деревянной церкви. Ее выделяет и неповторимое круглое крыльцо, объект внимания известных исследователей зодчества Севера, с расписным «небом».







Село Саунино
(5 км. от Каргополя)
В селе Саунино сохранился великолепный ансамбль - шатровый храм Иоанна Златоуста XVIIв. с расписными «небесами» и шестигранная колокольня XVIIIв.
Село Ошевенск (45 км. от Каргополя)
Часовня Георгия Победоносца XIXв. в деревне Низ относится к двухшатровому типу.
назад